16 февраля 2014 года

Обзор водонепроницаемого фотоаппарата Nikon 1 AW1

 

В 2013 году компания Nikon выпустила первый в мире противоударный, водонепроницаемый фотоаппарат со сменными объективами, и при этом с дюймовым размером матрицы. Для меня лично, интерес эта камера вызывала именно из-за водонепроницаемости. Фотоаппараты с такой функцией не диво конечно, но до сих пор ни один из них не мог похвастаться таким размером матрицы. В этом и заключается эксклюзивность данной новинки..ной новинки.

 

Внешне камера имеет оквадраченный лаконичный дизайн, с минимальным набором кнопок, барабанов и прочих переключателей, это и понятно: чем больше переключателей тем больше уязвимость. В итоге получился брутальный мужской кирпичик.

На передней панели симметрично с обоих сторон расположились микрофоны, датчик автофокуса, выступ для надёжного хвата руки и собственно объектив.

 

На задней панели имеем 3-х дюймовый дисплей с разрешением 921 тыс. точек. Кнопку активации встроенной вспышки (отсека для внешних вспышек не предусмотрено) и стандартный набор кнопок управления под правую руку. Словом сказать ничего лишнего. Видоискатель производителем так же не предусмотрен, да и к чему он нужен здесь? На ЖК экране  с регулируемой яркостью всё прекрасно видно на солнце, не смотря на глянцевитость дисплея.

 

Свехру с правой стороны расположены три кнопки:

1 - вкл/выкл фотоаппарата

2 - кнопка спуска затвора

3 - кнопка начала/завершения видеозаписи

 

А слева мы видим вспышку и значок GPS-позиционирования и ГЛОНАСС. Наличие GSP будет полезна для интаграммеров, чтобы не запоминать, где именно вы проводили подводную съёмку или в каком ресторане вы ели сосиску, фотоаппарат сам запишет все координаты в EXIF-данные фотографии.

 

Надо отметить, что вспышка так же водонепроницаемая, даже в активном положении.

 

Что же касается кнопок управления, то здесь прекрасно себя буду чувствовать люди, которые решили перейти с мыльницы, на этот фотоаппарат. Весь принцип управления построен на принципе автоматизированности с возможностью коррекции фотографом. Конечно же, здесь есть и полностью ручной режим, который я нашёл с трудом, но камера просто не располагает к нему. Так же отсутствуют программируемые кнопки, поэтому настроить что-то под себя не получится и придётся привыкать.

 

Говоря о минимализме, производитель зачем-то запихнул сюда гироскоп, при помощи которого можно управлять выбором меню. Как мне кажется абсолютно лишняя функция из ряда "А твой фотик так может?", используется пару раз и забывается навсегда. Лучше бы они сделали это программируемой кнопкой.

 

На левом торце имеем выход mini-HDMI для просмотра изображения  и выход mini-USB 2.0 для синхронизации с ПК или смарт-устройством

На этом о дизайне всё, тут дело вкуса. Не вычурный, не страшный, а как бы сказать, простой дизайн, классика. Не смотря на внешнюю классику, фотоаппарат обладаем рядом интересных  функций и эффектов. Все эффекты объединены в режиме "Творческий", где кстати и находится ручной режим "М".

 

Эффекты, которые мне наиболее приглянулись это акцентирование цвета с выбором RGB палитры:

Например, акцент на синий:

 

И на красный:

 

Модный и привлекательный эффект миниатюры:

 

Возможность съёмки Панорамы:

 

Но тут я хотел сказать, что Nikon меня сначала удивили, а потом расстроили. Дело в том, что панорама снимается очень легко и удобно и сшивается точно, ни как у всех фотоаппаратов, где щёлкается затвор, а потом сшивается и часто с погрешностью.

В данной модели, как мне показалось это реализовано с помощью видеозаписи. То бишь, когда включается режим панорамы идёт видеозапись в разрешении, примерно, 1200*920, и после набора нужного количества кадров разрешение итогового снимка становиться 4800*920. Не плохая идея, но когда мы смотрим 100% из этого кадра, то видим довольно низкое качества изображения с характерным видом интерполяции видео. Да уж, такие панорамы лучше не снимать, наверное когда Nikon реализуют 4к видео, тогда будут отменные панорамы, но не сейчас.

Кроп панорамы:

Что ещё можно сказать о интересных функциях Nikon 1 AW1. Весьма качественная функция скоростной съёмки. Производитель уверяет, что при 1/60 камеры снимает до 20 кадров в полном разрешении, так собственно и есть, мне выдал точно 20 кадров в секунду при 1/60. С такой скорострельностью можно не боятся, что вы пропустите хороший момент в каких-нибудь спортивных выступлениях или при развлечениях в аквапарках. И плюс к этому гибридная фокусировка, то есть и фазовая и контрастная. Автофокус быстрый и цепкий.

 

В видео режиме производитель дал безграничную свободу действий. Полностью настраиваемые  характеристики камеры во время съёмки видео: диафрагма, ISO, выдержка, ББ и другие. Но плюс к этому во время съёмки можно и фотографировать не прерывая запись. Достаточно нажать на спуск затвора. При этом, снимок будет в максимальном разрешении, а не в интерполированном Full HD. Всего режимов видео записи 4:

1) 1920*1080 - 60 к/сек в в интерлейсе

2) 1920*1080 - 30 к/сек в прогрессиве

3) 1280*720 - 60 к/сек в прогрессиве

4) 1280*720 - 30 к/сек в прогрессиве

Я бы рекомендовал пользоваться вторым пунктом при записи видео.

 

Есть ещё пару бесполезных, но забавных функций: это "Моментальный снимок движения", где вы снимаете небольшое видео, на которое фотоаппарат накладывает музыку. В результате вы получаете некий ролик, завершающейся статичным снимком. Часто этот приём используется на свадебных видео. красиво и не трудно. Вторая функция это "Снимок лучшего момента": сначала снимается серия снимков, а потом вы выбираете нужный... А можно просто нащёлкать кучу снимков, а потом на ПК выбрать нужный. Так что абсолютно бесполезная функция по типу "лишь бы было".

Ну да ладно, от функциональности перейдём к качеству снимков. Для этого проведём тест на ISO. Но перед этим хотел бы подчеркнуть, что эта камера для автоматчиков, которые не привыкли и не хотят привыкать к ручным настройкам. Мало того, что ручной режим спрятан в "творчество", так чтобы выбрать нужное ISO надо совершить аж четыре действия, потому что на панели управления нет горячей кнопки выбора ISO. И вот как это делается:

1) заходим в меню => 2) выбираем "Обработка изображений" => 3) выбираем чувствительность ISO => 4) выбираем значение:

Если к выбору выдержки и диафрагмы можно привыкнуть за счёт клавиш, то выбирать ISO это уж перебор. Проще говоря, ни о какой ручной съёмке в жанре репортажа не может идти и речи, будь то вечеринка, свадьба, прогулка и прочее. Конечно, есть три режима авто-ISO в определённых диапазонах, но есть ли такие фотографы, которые на ручных настойках пользуются авто-ISO?  Я придерживаюсь мнения, что либо ручные настройки ISO/диафрагма/выдержка, либо  авто, даже если можно задать критерии автоматизированности.

 

Тем не менее получаем тест на ISO, диафрагма везде 5,6. Шумодавы отключены. Цветокоррекция не проводилась. Первой серией идут ресайзы максимального разрешения до 800*533.

ISO 160:

 

ISO 400:

 

 

ISO 800:

 

ISO 1600:

 

ISO 3200:

 

ISO 6400:

 

Здесь мы видим, что в принципе до 6400 можно снимать, при таком сильном ресайзе влияние шумов не очень заметно, а цвета меняются не значительно. Вот, что значит один дюйм. Можно сказать для публикации фото в интернете, очень достойный результат. Хотя если рассмотреть матрицу детальнее, она могла выйти ещё лучше. В частности физический размер матрицы Nikon 1 AW1 равен 13.2 x 8.8 mm (КФ = 2,73) и размер пикселя 2.86 µm, а для сравнения у Nikon 1 S1 с таким же размером матрицы и технологией, размером пикселя равен 3.39 µm, что больше на пол микрона, а кол-во пикселей при этом меньше на 2Mp. Посмотрим, как уменьшенный размер пикселя ведёт себя при 100% кропах, а учитывая, что все переходят на разрешение 4k, то можно будет представить, как бы это смотрелось на 55 дюймовом экране телевизора с 4к:

ISO 160:

 

ISO 400:

 

ISO 800:

 

ISO 1600:

 

ISO 3200:

 

ISO 6400:

Вот здесь вся правда и скрылась. До ISO 800, ну может быть до 1600 с  натягом, изображение ещё более менее приемлемое, а выше уже просто каляки-маляки. Думается мне, лучше бы оставили пиксель покрупнее. Масштаб фотографий при этом был бы помельче, угол пошире, а при подводной съёмке это только плюс. Но в Nikon решили по другому.

Тут же могу отметить объектив 1 Nikkor AW 11-27.5mm, который при автофокусе ни разу не промахнулся, на протяжении всего тестирования, и кстати говоря, он так же противоударный и водонепроницаемый. Объектив имеет ED стекло, которым сейчас никого не удивишь. И 2,5 кратный диапазон фокусных расстояний: 11-27,5 мм, в ЭФР к плёнке: 30-75mm, широкого угла не получилось, А жаль, хотелось бы блинчик с ЭФР 15 мм для данной модели. Но может позже сделают. Объектив не обладает резкостью бритвы, в чём можно убедиться на вышеуказанных кропах (F/5.6), но изображение не выглядит мыльно. Но чем меня удивил объектив, так это абсолютной бесшумностью работы,звука мотора фокусировки не слышно ни при каких обстоятельствах. В целом объективом я удовлетворён, хорошая передача цвета и умеренная резкость.

 

Но больше всего интересен тест под водой. К сожалению, фотоаппарат не удалось проверить в естественных морских условиях, так как на время тестирования поездка на море отменилась, поэтому все тесты были проведены в ванной. Для этого теста я решил довериться предустановленному режиму "Под водой", в котором, кстати, можно менять оттенок тёплого и холодного, а так же устанавливать диапазоны авто ISO, в этом режиме эта функция как раз может и пригодится, чтобы не задирать ISO до ужасных 3200 и 6400.

 

Первое погружение было немного тревожное, сразу же я увидел пузырики, которые исходили из отсека вспышки а также объектива, но я зря волновался, видимо это некие промежуточные резервуары и спустя несколько суток фотоаппарат работает без проблем, а внутренности были сухие, в дырки микрофона вода не заливается. А это результат подводного режима на 11 мм, фотоаппарат установил ISO 800, F/3.5 и выдержку 1/250

 

На ресайзе выглядит не плохо. Посмотрим на Кроп:

 

Странно, что ISO 800 в этом случае кажется более шумным, чем на тесте ISO, сначала я думал, что причины две: на менее освещённом фоне, жёлто-синий шум выглядит более контрастно, и возможное повышение контраста/резкости/насыщенности при выбранном режиме. Однако при просмотре EXIF оказалось, что эти показатели были на обычном уровне, без усиления.

А теперь посмотрим тоже самое только со вспышкой. В этом случае Nikon выбрал следующие установки: ISO 160, F/3,5  и выдержка 1/60

 

Значительно лучше, весьма приемлемое качество.

 

Предыдущие кадры, были сделаны в неподвижном положении камеры. Посмотрим, как реализовала себя камера при имитации движений под водой. Я водил камеру из стороны в сторону без вспышки. И вот результат:

 

Кажется, что ничего не изменилось, но при кропе видна небольшая погрешность. Это не смаз, в этом случае изображение просто не в фокусе:

Как можно прокомментировать эти результаты. Очевидно, что под водой снимать нужно со вспышкой или с дополнительным освещением, а так же устанавливать непрерывную фокусировку и постоянно щёлкать, думаю 50% кадров будут удачные. Так же, непосредственно, для подводной съёмки необходимо докупить объектив с F/2.8, результат улучшиться. В целом, под водой фотоаппарат себя ведёт более чем достойно, он тонет, а не всплывает,как аквабоксы, ничего не препятствует управлению кнопками, прекрасно видно изображение на дисплее (в маске). Плавать с таким небольшим фотоаппаратом одно удовольствие. И если закрыть глаза на кропы, то пожалуй это лучший бюджетный вариант для любителей при использовании под водой.

 

Я решил сравнить этот фотоаппарат с универсальным аквабоксом и матрицей APS-C. Когда я достал свой аквабокс, я просто ужаснулся. Раньше я не обращал внимания, но теперь я вижу, что у меня был просто мешок какой-то, при этом он не тонет в воде, как г.... Когда я с таким аквабоксом плавал в Греции, я не мог погрузится под воду и качался на волнах, слишком много воздуха всё-таки, в подобных вещах. А в плане управления, эргономики и удобства я лучше промолчу, одни нервы.

Фотография, для сравнения устройств. слева мешок с APS-C, справа Nikon 1 AW1:

 

Но приличия ради, привожу примеры APS-C в авто режиме, в неподвижном положении, без вспышки. Фотик установил ISO 125, F/2.8, выдержка 1/50. Чернота снизу это от передней крышки аквабокса, широкий угол при этом установить нельзя, иначе такие рамки будут по всему полю. Здесь 35 мм.

 

Кроп:

Изображение лучше, чем у AW1, но тут играет роль более светосильный объектив и пиксель 4,7 микрона. Но если бы у меня было два этих фотоаппарата, я бы закрыл глаза на кропы и для морских прогулок без сомнения использовал бы только Nikon 1 AW1, здесь всё-таки удобство и комфорт сыграли своё, даже пусть в ущерб качеству, тем более качество на ресайзе вполне сравнимое. Но образец придётся отдать и буду я ездить и мучиться со своим мешком, а покупать подводные цифромыльницы совсем уж не хочется.

 

Вывод:

Лучший вариант для людей переходящих с мыльниц и не вникающих в ручные настройки. Лучшая дополнительная камера для съёмки под водой, даже для тех у кого есть фулфреймы.

 

Плюсы:

1) погружение под воду до 15 метров (это относительно очень глубоко, в спортивных бассейнах 5 метров глубина)

2) ударопрочность

3) матрица 1 дюйм

4) гибридный цепкий и быстрый автофокус

4) простота меню и дизайна

5) полностью подконтрольный видеорежим

6) хорошее качество до ISO 800

 

Минусы:

1) качество изображение от ISO 800 и выше

2) сложно реализованный ручной режим.

 

Чтобы я изменил в этой камере:

1) увеличил бы пиксель, и вернул его к размерам Nikon 1 S1, качество заметно бы улучшилось

2) кнопку гироскопа сделал бы программируемой, с возможностью добавлять туда ISO

3) отделил бы режимы М P S A от "творческих"

 

О технических характеристиках Nikon 1 AW1 прекрасно написано на сайте Nikon

 

Автор Лифинцов Иван, журнал Photophren.

 

Вернуться к содержанию >>

Лифинцов Иван, профессиональный фотограф. © Photophren studio 2017