26 января 2014 года

Olympus Stylus 1 - японский компакт с постоянной светосилой.

 

Компания Olympus выпустила новый флагманский компакт, отличительной особенностью которого является постоянная светосила, равная F2,8. Тестовый образец фотоаппарата, совершенно случайно оказался у меня. Проверим, насколько хороша получалась модель и взвесим все за и против..

 

Первое на что стоит обратить внимание это внешний вид. По этому пункту фотоаппарату можно поставить 5 баллов. Во первых из-за дизайна, который сочетает в себе угловатый классический стиль в ретро исполнении. Во-вторых это эргономика. Удобная рукоятка для руки, быстропривыкаемое и гармонично сбалансированное расположение всех элементов управления. В третьих - комфортный вес, тяжесть которого ощущается в руке, но при этом абсолютно не напрягает её.

С кнопочками, рычажками и крутилками я разобрался примерно за час, учитывая, что инструкции мне не досталось. Но здесь всё настолько интуитивно понятно, что разобраться не составляет труда. И даже наверное и хорошо, что нет инструкции, потому что я буду рассказать так, как бы видел весь функционал человек, только купивший данную модель.

 

На лицевой стороне большую часть занимает объектив, который в обычном режиме прикрыт выкручиваемой блендой, вместо неё можно вставлять различные адаптеры для фильтров или оптических насадок.

 

Слева от объектива вверху расположен диод подсветки автофокуса, а внизу переключатель (Fn2) режимов многофункционального кольца. Кольцо в различных режимах съёмки отвечает за разные параметры. Например в режиме М, оно отвечает за установку выдержки и ручной фокусировки (при переключении Fn2). В автоматических режимах, оно переключается между творческими предустановленными сценами и так далее.

С правой стороны от объектива, расположена кнопка активации вспышки и рычаг зумирования, к слову рычажков зума здесь два, под обе руки.

 

На верхней панели слева от видоискателя расположены барабан переключения режимов, которых в фотоаппарате предусмотрено большое множество, это и полностью ручные настройки, автомат, творческий, приоритет выдержки и диафрагмы, а так же пользовательские и другие. У самого видоискателя имеется настройка фокусировки под глаз фотографа. Видоискатель электронный и охватывает 100% поля зрения, но при этом показался мне достаточно зернистым. Пиксели видны невооружённым глазом, при этом ЭВИ полностью дублирует показатели ЖК-дисплея

Справа от ЭВИ расположены следующие элементы: кнопка переключения с ЭВИ на ЖК и обратно, многофункциональный барабан, в ручном режиме отвечает за светосилу, в остальных переключается между менюшками и предустановленными сценами. Вторая кнопка зума, о которой я говорил выше, кнопка записи видео, кнопка on/off и кнопка Fn1, которая по умолчанию отвечает за цифровой зум, о нём позже. Надо отметить, что большинство кнопок и барабанов являются программируемыми, и их можно запрограммировать на выполнение различных функций. Но я оставил всё по умолчанию.

 

На тыльной стороне располагается стандартный джойстик управления и настройки во время съёмки, кнопка вызова меню, просмотра фотографий и тд. Все кнопки удобно расположены под управление одним пальцем. И конечно здесь находиться трёх дюймовый дисплей с отличным качеством изображения, зернистости не наблюдается, прекрасно передаёт изменения регулировок камеры и как результат, фотограф сразу видит, какой кадр получится. Минус ЖК экрана в том, что он всегда будет заляпан либо от рук, либо от носа и щёк, к сожалению он не поворачивается обратной стороной.

 

Но экран всё-таки подвижный, что несомненно удобно при съёмки с различных ракурсов. Ещё одна особенность экрана это то, что он является сенсорным. Хорошо, что эта функция отключаемая, лично мне, сенсорное управление не очень нравится. Однако при выходе в интернет это может быть полезным, ведь в этом фотоаппарате имеется Wi-Fi.

На фото ниже видно крышку разъёмов HDMI, там же находится USB. По HDMI я мог просматривать изображения и видео на экране телевизора, LV он не передавал.

 

На фото ниже показана встроенная вспышка, имеющая несколько режимов, в том числе и ручной, а так же разъём горячего башмака для внешних вспышек.

 

О внешности пожалуй всё. и пока я не дошёл до тестирования, хотел бы отметить наличие творческих и предустановленных режимов, такие как спорт, портрет, ночная съёмка, размытие фона и ещё множество других. Всего их 12. Помимо предустановленных сцен, здесь есть 9 творческих эффектов, но больше всего мне понравились следующие:

Поп-арт, добавляет насыщенности и яркости, при съёмке красочных пейзажей может пригодится:

 

Пинхол, в отличие от настоящего пинхола, этот режим не исправляет геометрию и ГРИП, а добавляет виньетку и корректирует гамму под плёнку, делая изображение более объёмным

 

Мягкий фокус - придаёт романтизма фотографиям

 

Зернистость - эффект ретро.

 

Key-Line.  Из фотографии делает рисунок, возможно будет полезно при съёмки пин-апа

 

И самый интересный эффект, это эффект миниатюр или Tilt-Shift объектива (геометрию не исправляет)

 

Вот некоторые примеры этого эффекта, ракурсы не совсем те, но я специально не выбирал. Это вид с моего балкона.

В качестве эффектов и предустановленных сцен, фотоаппарат будет к месту для тех, кто не хочет вникать в уроки фотошопа или ручных настроек, достаточно менять режимы и выбрать наиболее подходящий под настроение и события.

 

Тест на ISO. Шумодавы отключены.

Все снимки сделаны на F2.8, так что сразу можно обратить внимание на глубину резкости и размытие фона. Первой серией будут идти ресайзы снимков с различным ISO, уменьшенные для публикаций в интернете.

IISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

ISO 3200

 

ISO 6400

 

ISO 12800

Из снимков видно, что приемлемое качество изображение при публикации снимков в интернете наблюдается вплоть до 3200 единиц, включительно. При чём между 100 и 800 разницы почти нет. А вот 6400 и 12800 имеют очень посредственное качество и годятся только при необходимости что-то запечатлеть, в неосвещённых условиях без использования вспышки.

 

Вторая серия снимков: это 100% кропы предыдущих кадров, которые покажут искажение деталей при различных ISO.

IISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

ISO 3200

 

ISO 6400

 

ISO 12800

В этой серии снимков видно сразу, как меняется качество изображения и цветопередача на увеличении ISO. Приемлемое качество по детализации и цветам фотоаппарат показывает до 800 ISO включительно. Как итог можно сказать, что если вы ждёте в любой момент снять портрет человека с прекрасно детализированными ресничками или глазами и в последствии кропировать изображение, то вряд ли это получится. Только если будет очень хорошее освещение. Если же вы любитель выкладывать фотки в соц сетях без лишней траты времени на постобработку, то я думаю почти 100% фотографий будут пригодны для публикаций.

 

Чтобы в целом иметь представление хорошее качество у аппарата или нет, надо с чем-то сравнить. Думаю приемлемым примером будет сравнение компакта с компактом, хотя по стоимости его можно сравнить с фотоаппаратом со сменной оптикой + объектив 18-250, но об этом чуть позже.

Сейчас сравнивать будем новый Olympus Stylus S1 с постоянной светосилой 2,8 и старенький Panasonic Lumix TZ8 со светосилой 3,3-4,9. В обоих случаях был специально выбран режим автоматической фокусировки, чтобы помимо изображения сравнить меткость автофокуса:

S1:

 

TZ8:

 

Из первых кадров я отдам предпочтение Panasonic, так как изображение более детализированное и цветопередача более естественная (в обоих стоял AWB).

Продолжаем, S1:

 

TZ8:

 

Здесь я никому не отдам предпочтение, потому что в первом случае изображение менее шумное, но мягкое, а во втором более детализированное, но шумы выделяются больше. Кто-то может сказать, что это не правильное сравнение, ведь в первом случае за счёт светосилы меньше ГРИП. Поэтому вот снимок на Olympus со светосилой 4,5:

 

резче, но не дотягивает до TZ8, хотя в целом картинка по приятнее на Stylus 1 при ISO 800, но это ресайзы

Теперь кропы предыдущих кадров:

Stylus 1 - мыло, шумы терпимые

 

TZ8 - резко, шумы терпимые

 

Stylus1 - мыльно и шумно:

 

TZ8  - менее мыльно, но шумно:

 

Stylus 1 на 4,5 - всё равно мыло и шум:

 

Из этого сравнения я могу сделать следующие выводы:

1) Stylus 1 ни разу не попал в фокус даже с прикрытой диафрагмой. Я уверен, что изображение при ручном фокусе он покажет такое же резкое как и TZ8, и далее вы это увидите, но в автоматическом фокусе объектив три раза из трёх промазал, при чём была настроена точечная фокусировка по центру, а голова фигуры была точно в центре кадра, надо сказать TZ8 не промахнулся ни разу при тех же условиях. Это говорит о том, что у Stylus 1 разъюстированный объектив и можно ли это вылечить у компактов я сказать не могу. Но в автомате попадать мимо цели вы будете частенько. (правда, такая проблема может быть только у моего образца, которые является тестовым)

2) нет существенной разницы по шумам между матрицей 1/1,7 и 1/2,3, есть разница лишь в процессе обработки изображений, но шумят эти модели одинаково. Так что какая бы матрица не была, BSI или обычная, пока кол-во пикселей на такой площади не уменьшится раза в два, ничего путнего не получится на высоких ISO. К слову сказать у Olympus размер пикселя равен 1.88 мкм (µm, микрометра). В средних фотоаппаратах со сменой оптикой это показатель достигает 4-5 микрон.

3) стоимость TZ8, когда он был новинкой составляла 12 000, стоимость Stylus 1 - 28 000...

 

Пойдём дальше. Рассмотрим объектив Olympus Stylus 1

Объектив светосильный, с постоянной светосилой 2,8 и минимальной 8,0. Имеются ED стёкла. Прекрасный стабилизатор изображения, который реально работает и помогает. Словом сказать качественный объектив, хроматизма замечено не было. Приятная картинка размытого фона, хорошая резкость в зоне резкости. Объективу отдельно я бы дал 4,5 балла из пяти. Почему не 5? Мог бы и пять, если бы не одно но. Посмотрите на заглавную картинку к этой статье. На объективе выбиты показатели переменного фокусного расстояния: 6-64мм, а на коробке написано: 28-300мм. Прекрасно, два объектива? Ан нет, объектив один, только фокусное считаю по разному. В одном случае инженерами Olympus был сделан качественный объектив с физическим ФР 6-64, а с другой стороны маркетологи решили перевести это в эквивалентное фокусное расстояние относительно 35 мм плёнки. Кроп-фактор у матрицы Stylus 1 равен 4,67 умножая кроп-фактор на физическое ФР - получаем ЭФР 28-300. Хорошо, тогда получаем тест эквивалентных ФР:

Stylus 1 на 64 мм физического ФР показывает вот такую картинку:

 

Sony SLT-a33 с физическим ФР 200 мм показывает вот такую картинку:

 

В обоих случаях ЭФР равный 300 мм. Одинаковая выдержка, диафрагма и ISO. Тут сразу видно разницу в качестве и светлости изображения и ещё небольшую разницу в масштабности, а это всё тот самый размер пикселя, размер которого определяет светочувствительность матрицы и другие параметры. Думаете опять не честный тест? А вот и честный: например Sony Slt-a37 + Sigma 18-250 3.6-6.3 можно купить за 27000, а Olympus за 28000. При этом на Sigma 18-250 при светосиле 6,3, мы получим изображение по светлости примерно такое же как и на Olympus Stylus 1 при 3,5, а про разницу в качестве и говорить не стоит, всё видно. Кстати обе фотки сделаны через стеклопакет.

Что же касается зума объектива, то он равен 10,7. Кстати, кратность объектива можно посчитать и самим: длинный конец делим на короткий и получаем кратность, например: 64,3/6 = 10,7. Лучше бы маркетологи Olympus остановились на кратности зума чем на ЭФР, сами же провоцируют сравнивать с большими матрицами, где Olympus проиграет по всем параметрам.

И вот примеры зума, стартовое изображение на 1х:

 

максимальный зум с автофокусом:

 

Кажется немного мылит, видимо опять промахнулся автофокус.

В фотоаппарате есть функция цифрового увеличения в 2х от исходного. Этот же эффект можно добиться следующим образом: ресайз в фотошопе в два раза в сторону увеличения, затем кроп изображения до пикселей максимального изображения Stylus 1. И вот что показывает эта функция с автофокусом, относительно максимального зума:

 

тоже самое с ручным:

Фокусировка мажет, это очевидно. Кстати, хорошее применения у этой функции есть. Когда вы снимаете ночные пейзажи, то сфокусироваться на автомате почти невозможно, а приближение 2х на любом фокусном позволит довести ручной фокус до идеала, далее отключаем функцию повторным нажатием и снимаем. Этакая фокусированная лупа получается.

 

Вроде бы обо всём интерном рассказал, разве что о видео не написал. Но что о нём писать, стандартное интерполированное FullHD с 30 кадрами в секунду в прогрессивном режиме. И о характеристиках ничего не написал, и не буду. На сайте производителя отличное описание характеристик: ТХ Stylus 1, заходим по ссылке и читаем, если интересно.

 

Итоги, как независимого человека, могу подвести следующие:

Плюсы:

1) отличный дизайн и эргономика

2) комфортное, понятное и интуитивное управление

3) богатое разнообразие, творческих эффектов, предустановок и режимов, в том числе полностью ручных.

4) свобода программирования кнопок под себя

5) отличный светосильный объектив со стабилизацией и 10 кратным зумом.

6) красивое размытие фона на компакте

7) хорошее качество изображения для компакта до 800 ISO

8) качественный ЖК-дисплей и передача LiveView

9) Wi-Fi и прочие прелести

 

Минусы

1) цена (28 000!!), абсолютно не оправдывает все имеющиеся плюсы, я бы о минусах вообще не писал, если стоимость была бы в районе 15 000

2) постоянные промахи на автофокусе (возможно только на тестовом образце)

3) качество изображение не улучшилось по сравнению с аналогичными камерами по размеру матрицы, не смотря на BSI и несколько больший размер матрицы

4) видоискатель не самого лучшего разрешения

5) маркетинг фокусных расстояний, писали бы либо на коробке об эквиваленте, либо не писали бы на объективе физическое ФР совсем, но это скорее минус маркетинговой политике Olympus, чем аппарату.

 

Плюсов больше чем минусов, но пересиливают ли все эти плюсы слабоватое качество изображение почти за 30 тысяч рублей? Если вы инстограммер или человек, выкладывающий всё подряд в соц сети, не любите фотошоп и не понимаете в ручных настройках, то этот фотик для вас - фишечная, современная, красивая модель с хорошим качеством изображений для интернета. Если вы любитель детализации на 100% кропах, то мимо. Купил бы я его себе? Нет, а вот моей жене очень понравился: эффекты и лёгкость управления перевали чашу весов в её сознании :)

 

Тест был независимый и не являлся рекламой, а так же не коим образом не хотел подчеркнуть какие-то недостатки, говорил как есть.

 

P.S.: указанные цены в статье были актуальны на момент её написания.

 

Автор Лифинцов Иван, журнал Photophren.

 

Вернуться к содержанию >>

Лифинцов Иван, профессиональный фотограф. © Photophren studio 2017